Профессиональные стандарты

На современном этапе развития экономики в значительной степени изменилась структура занятости населения, появилось множество профессий (занятий), что требует обновления содержания квалификационных справочников. Тарифно-квалификационные характеристики ЕКТС по профессиям рабочих и ЕКС по должностям служащих, опыт разработки и использования которых имеет полувековую историю, по сути, должны определять требования работодателя к набору компетенций работников, тем самым формируя заказ для системы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также обеспечивать единство в установлении и признании уровня квалификации работников.

На сегодняшний день данные справочники устарели. Для устранения качественного разрыва между спросом со стороны работодателя и предложением рабочей силы, а также в целях согласования требований к уровню квалификации и набору компетенций в сфере труда и сфере образования в настоящее время Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ведется активная работа по модернизации национальной системы квалификаций, создается правовое обеспечение и внедряются организационные механизмы, способствующие ускорению разработки и внедрению профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты должны заменить существующие Единые квалификационные справочники, но данный процесс автоматически не отменяет ЕКТС и ЕКС – переход на новые профессиональные стандарты будет постепенным, по мере их утверждения. В настоящее время одной из целей разработки профессиональных стандартов является создание основы для приведения существующих и формирования новых образовательных стандартов в соответствие с требованиями рынка труда с учетом прогнозов социально-экономического развития.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты могут применяться следующими субъектами:

— работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

— образовательными организациями профессионального образования при разработке образовательных программ;

— при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Comments are closed.

wordpress