Новости агентства: В рамках Всероссийской конференции состоялась открытая дискуссия о новой форме ГИА выпускников техникумов и колледжей

  • DSC_7400
  • IMG_1902
  • IMG_1911
  • IMG_1927
  • IMG_5528
  • IMG_5534
  • IMG_5537
  • IMG_5538
  • IMG_5541
  • IMG_5543
  • IMG_5547
  • IMG_5564
  • IMG_5571
  • IMG_5594
  • IMG_5605
  • IMG_5618

14.11.2017 • Новости агентстваКомментариев нет771

10 ноября 2017 года в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Развитие региональных систем подготовки квалифицированных рабочих кадров: проблемы и перспективы» агентством организовано проведение открытой дискуссии «Государственная итоговая аттестация выпускников профессиональных образовательных организаций как составляющая Национальной системы квалификаций», в которой приняли участие более 50 представителей.

Модераторами дискуссии выступили Ирина Александровна Волошина, директор по развитию системы профессиональных квалификаций ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, заместитель генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций», Данил Александрович Уфимцев, руководитель Управления регионального стандарта и внедрения демонстрационного экзамена Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Россия)» и Наталья Михайловна Савина, директор Регионального агентства развития квалификаций Белгородской области.

В процессе дискуссии участники обсудили преимущества и недостатки различных форм проведения государственной итоговой аттестации, в том числе в форме демонстрационного экзамена по методике WorldSkills, а также в форме независимой оценки квалификаций.

Методист кафедры профессионального образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» Павел Сергеевич Гридин поделился опытом разработки на основе заданий финала Национального Чемпионата Worldskills Russia и требований ФГОС заданий комплексной оценки качества подготовки выпускников в ходе государственной итоговой аттестации. Гридин П.С. отметил, что демонстрационный экзамен позволит с большей степенью точности оценить степень сформированности профессиональных компетенций выпускников в условиях, приближенных к производственным, установить их соответствие требованиям ФГОС СПО и профессиональных стандартов. Павел Сергеевич подчеркнул: демонстрационный экзамен является необычной для обучающихся процедурой аттестации, сопряжённой со стрессом, требующей чётких и осознанных действий при выполнении заданий в нестандартных условиях. Гридин П.С. познакомил присутствующих с примерами контрольно-оценочных средств для оценки освоения обучающимся вида профессиональной деятельности по профессии из списка ТОП-50, отметил, что особенностью таких заданий является прозрачная связь между проверяемой компетенцией ФГОС, критериями оценки компетенций, регламентирующим нормативным документом и критериями оценки задания. Применение такого подхода возможно при разработке оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации.

Лариса Валентиновна Бузулуцкая, заместитель директора по учебной работе ОГАПОУ «Новооскольский колледж» Белгородской области, рассказала о результатах апробации проведения в 2017 году в Новооскольском колледже демонстрационного экзамена по компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин и оборудования» по методике WorldSkills. Лариса Валентиновна напомнила присутствующим обязательные условия для проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia, сообщила о сложностях, возникших при подготовке площадки проведения экзамена, познакомила с его результатами. Бузулуцкая Л.В. отметила: положительными эффектами использования данной формы оценки квалификаций явились трансляция методики подготовки студентов к соревнованиям по требованиям WorldSkills в массовую практику, повышение профессионального уровня преподавателей и мастеров производственного обучения, принимавших участие в проведении демонстрационного экзамена. Вместе с тем Лариса Валентиновна обозначила ряд сложностей проведения демонстрационного экзамена по методике WorldSkills:

– длительность процедуры экзамена в связи с необходимостью выполнения всеми студентами заданий демонстрационного экзамена по методике WorldSkills (не менее 3 учебных дней по 8 часов для студента, до 10 рабочих дней по 10-12 часов – для эксперта-преподавателя/мастера производственного обучения);

– несовпадение или неполное совпадение компетенций WorldSkills и основных видов деятельности, включенных во ФГОС СПО, что не позволяет оценить квалификацию выпускника в соответствии с требованиями ФГОС, национальных профессиональных стандартов;

– высокая стоимость массового участия студентов в оценочных процедурах (затраты на приобретение конкретного дорогостоящего оборудования и расходных материалов, указанных в инфраструктурных листах WorldSkills; затраты на сертификацию центров компетенций; затраты на обучение и оплату труда экспертов, их проживание и питание; затраты на питание и проживание студентов, прибывших для прохождения экзамена из других техникумов и колледжей);

– соревновательный характер заданий WorldSkills, рассчитанный на единичных участников, имеющих высокий уровень профессиональных достижений, не позволяющий объективно оценить квалификацию всех выпускников, успешно освоивших ФГОС СПО, но не демонстрирующих профессиональную одаренность и опережающие успехи по выбранной профессии;

– материально-техническое оснащение, необходимое для проведения демонстрационного экзамена в соответствии с требованиями WorldSkills, не всегда отражает региональные и отраслевые приоритеты в подготовке кадров, не ориентировано на поддержку отечественного производителя и производственные технологии, используемые на производственных площадках работодателей;

– сложность привлечения работников предприятий-работодателей к проведению процедуры демонстрационного экзамена по требованиям WorldSkills (необходимость длительного отрыва от основного места работы в связи с обучением по программам Союза WorldSkills, участием в длительной процедуре оценки).

Наталья Юрьевна Манукова, заместитель директора по учебно-производственной работе ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж» Белгородской области, доложила о реализации в колледже современных форм оценки качества подготовки выпускников. Наталья Юрьевна подчеркнула: колледж готовит специалистов для горнодобывающей промышленности региона, у него сложились прочные партнерские отношения с ведущими предприятиями региона – АО «Лебединский ГОК», ОАО «Комбинат КМАруда». Представители этих предприятий много лет участвуют в оценке качества подготовки специалистов, в том числе в государственной итоговой аттестации выпускников колледжа. Реализация ФГОС СПО позволила расширить рамки участия представителей предприятий в оценке качества путем привлечения к проверке сформированности компетенций и готовности к выполнению вида профессиональной деятельности на экзаменах (квалификационных) по профессиональным модулям. При разработке заданий и проведении государственной итоговой аттестации по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих был изменён формат выполнения практических квалификационных работ: от его проведения на базе предприятия (местах проведения практик), изготовления готового продукта согласно заданию, до экзамена по принципу «здесь и сейчас».

В 2014 году колледж принял участие в проведении независимой оценки квалификаций выпускников ПОО области как центр оценки квалификаций, и как направляющая организация. Опыт показал состоятельность и эффективность данной формы оценки качества подготовки выпускников, несмотря на ряд сложностей (задания, доводившиеся до сведения участников в день экзамена, более современная материально-техническая база центров оценки, независимые специалисты-эксперты организаций-работодателей). По результатам независимой оценки квалификаций выпускников профессиональные образовательные организации региона, в том числе Губкинский горно-политехнический колледж, стали совершенствовать материальную базу, повышать квалификацию педагогических кадров, использовать сетевую форму реализации профессиональных образовательных программ. Наталья Юрьевна подчеркнула: независимая оценка квалификаций помогла увидеть «слабые места» организации образовательного процесса по ряду направлений, осуществить дальнейшие корректирующие действия и повысить эффективность реализации профессиональных образовательных программ.

Н.Ю. Манукова подчеркнула, что в связи со спецификой подготовки выпускников ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж» для предприятий региона, колледж не имеет опыта участия в апробации процедуры демонстрационного экзамена по требованиям WorldSkills, так как компетенции, по которым осуществляется подготовка выпускников, не соответствуют компетенциям WorldSkills. Педагогический коллектив колледжа готов к применению новых механизмов оценки, но с сохранением возможности выбора формы проведения ГИА и разработки контрольно-измерительных материалов, соответствующих специфике и направлениям подготовки колледжа.

Александр Иванович Чупрак, секретарь Совета по профессиональным квалификациям в области сварки, технический директор СРО НП «Национальное агентство контроля сварки», в своём выступлении осветил вопрос применения независимой оценки квалификации выпускников образовательных организаций в форме профессионального экзамена. Александр Иванович напомнил участникам дискуссии основную цель государственной итоговой аттестации (определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта), подчеркнул, что основной задачей системы профессионального образования является обеспечение рынка труда квалифицированными кадрами с учётом требований национальных профессиональных стандартов и региональных рынков труда.

А.И. Чупрак подчеркнул, что технология проведения демонстрационного экзамена по методике WorldSkills не даёт возможности оценки знаний и умений выпускников, заложенных во ФГОС СПО и национальных профессиональных стандартах, так как предусматривает только проверку практических навыков. Документы, оформляемые по итогам проведения демонстрационного экзамена по методике WorldSkills, не являются информативными для работодателей и не соответствуют нормативной базе Российской Федерации, регулирующей трудовые отношения. Александр Иванович высказал предложение использовать для проведения государственной итоговой аттестации выпускников техникумов и колледжей методику независимой оценки квалификаций.

Участники дискуссии высказались за предоставление профессиональным образовательным организациям права выбора форм проведения государственной итоговой аттестации, с учётом специфики, требований ФГОС, национальных профессиональных стандартов и работодателей.

Ирина Александровна Волошина, директор по развитию системы профессиональных квалификаций ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, заместитель генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций», подчеркнула – механизм оценки качества подготовки выпускников должен быть приведён в соответствие с требованиями работодателей.

В заключение Наталья Михайловна Савина, директор АНО «Региональное агентство развития квалификаций» поблагодарила выступающих и участников за активное обсуждение вопросов открытой дискуссии, отметила – главной задачей образовательных организаций является повышение качества подготовки квалифицированных специалистов.

Видеотрансляция пленарного заседания конференции

Видеотрансляция итогового пленарного заседания конференции

Информация на сайте ВНИИ труда Минтруда России

Информация на сайте НАРК

Информация на сайте БГТУ им. В.Г. Шухова 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wordpress